на главнуюнаписать намкарта сайта

Член Ассоциации участников финансового рынка
«Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»

Адрес местанахождения:
Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1

Почтовый адрес:
630015, г. Новосибирск, а/я 327

Телефон: 299-39-74, 279-21-03

Электронная библиотека

Бухгалтерский учет движения денежных потоков и их анализ в управляющей организации жилищно-коммунального хозяйства региона

Управляющая организация (департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом и т.п.) ведет свою деятельность от лица собственников государственного (муниципального) жилищного фонда.

Пронина A.M.
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита CypГУ (Сургут)

   

   Управляющая организация (департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по управлению имуществом и т.п.) ведет свою деятельность от лица собственников государственного (муниципального) жилищного фонда.
Ее основными функциями являются:
- соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры, а также поддержание их в надлежащем состоянии;
- разработка и заключение договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;
- обеспечение соответствующего финансирования для поддержания инженерной инфраструктуры;
- анализ и контроль формирования тарифов на услуги;
- выбор на конкурсной основе наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
- анализ и прогнозирование финансовых потоков и результатов деятельности подрядчиков и заказчиков коммунальных услуг;
- налоговое планирование на предприятиях, входящих в систему жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) региона;
- формирование достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, эффективности их функционирования с целью формирования верных управленческих решений;
- создание единой методологической базы управленческого учета в условиях нормирования затрат и тарификации цен;
- создание единой информационной системы бухгалтерского учета основных результатов деятельности предприятий, входящих в систему ЖКХ.
   В процессе разделения функций по управлению недвижимостью и предоставлению жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде создаются муниципальные управляющие компании в форме муниципальных унитарных предприятий или других организационных форм, которые по одной из своих основных функций - выступать заказчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг -получили название служб заказчика. Параллельно с этими структурами могут создаваться товарищества собственников жилья, которые также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью на конкурсной основе. Принципиальный момент в подходе к организации деятельности управляющей компании - понимание ее как субъекта рыночных отношений.
   Управление недвижимостью, в том числе и жилищной инфраструктурой- является сегодня потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики, в том числе для частного капитала, будет происходить со становлением в нем реальных рыночных договорных взаимоотношений. В этих условиях очень важно формирование достоверной информации о возможностях и перспективах развития ЖКХ. Источником такой информации служит бухгалтерская отчетность как производителей коммунальных услуг, так и их заказчиков. От того, каким образом она сформирована (реальность, сопоставимость, надежность), будет зависеть возможность привлечения капитала для развития всей системы ЖКХ.
   Одним из основных элементов информационной системы бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской финансовой отчетности, отражающим финансовую устойчивость и привлекательность отрасли, является учет денежных потоков.
   Службы ЖКХ региона поставляют услуги по тарифам, составляющим 100 % фактических затрат на их производство. Население возмещает часть этих затрат. Разница в тарифах компенсируется из бюджета региона путем перечисления денежных средств или по взаимозачетам (рисунок).
     Управляющая организация через службу заказчика оплачивает подрядчикам -производителям услуг 100 %-ный тариф, то есть перечисляет все средства -как собранные с населения через расчетно-кассовые центры, так и полученные из бюджета. Следовательно, производители услуг включают в свои объемы выручки от реализации 100 %-ный тариф и с него оплачивают налоги. При этом, часть финансовых ресурсов, которая должна быть направлена на дотирование (покрытие убытков) предприятия,

 

 

 Схема движения денежных потоков в системе ЖКХ регион

 

фактически передается бюджету в виде НДС и налога на пользователей автодорог. Отсюда следует, что разницу между тарифом для населения и фактическими затратами бюджет региона должен компенсировать не управляющей организации (дирекция единого заказчика), а непосредственным производителям услуг. Полученные таким образом средства бюджетного финансирования в объем выручки от реализации не включаются и налогами не облагаются.
  Для эффективного функционирования предложенной схемы денежных потоков необходимо соблюдение предприятиями - производителями услуг требований действующего законодательства и положений бухгалтерского учета. Так, обязательным условием дня получения из бюджета возмещения затрат (дотаций), является ведение раздельного учета дотационных и недотационных услуг. Экономия увеличивается в несколько раз. если учесть значительную кредиторскую задолженность дирекций заказчика перед производителями коммунальных услуг.
  В бухгалтерском учете предприятия - производителя услуг в связи с таким изменением будут сделаны следующие записи.
Для дотационных услуг, оказываемых населению:
Дт 62 Кт 90/1 - реализованы услуги службе - заказчика в доле расходов, покрываемых населением;
Дт 90/2 Кт 20 - списаны затраты на данные услуги в доле всех затрат;
Дт 90/3 Кт 68 - начислен НДС на объем реализованной продукции;
Дт 51 Кт 86 - получены денежные средства из бюджета на покрытие убытков от предоставления услуг;
Дт 86 Кт 20 - списана оставшаяся часть затрат.
 Сальдо счета 86 отсутствует, только фактическая себестоимость услуг должна быть тарифицирована.
Данная схема проводок применима при условии, что служба заказчика приобретает коммунальные услуги у их производителей и затем перепродает их населению. Если же заказчики услуг принимают участие в расчетах в качестве посредников между населением и коммунальными службами, то есть осуществляют транзитные платежи, то составляются сметы расходов целевого финансирования по каждому виду услуг. Целевые сборы и расходы учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».
  В таком случае схема проводок будет иная:
Дт 76 Кт 86 - начислена стоимость коммунальных услуг для населения;
Дт 51 Кт 76 - поступили денежные средства от населения;
Дт 51 Кт 86 - получены средства из бюджета;
Дт 86 Кт 20 - списаны затраты на производство услуг в полной доле затрат.
  В данной статье рассмотрены лишь некоторые проблемы учета движения денежных потоков в организациях ЖКХ.


 

 

ВложениеРазмер
tablica.JPG136.63 КБ

© 2010 МИСБФМ
веб дизайн студия AZ Solutions:
разработка сайтов, продвижение сайтов

Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1
Телефон: 299-39-74, 279-21-03
e-mail: misbfm@gmail.com

Реквизиты, схема проезда, написать письмо