на главнуюнаписать намкарта сайта

Член Ассоциации участников финансового рынка
«Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»

Адрес местанахождения:
Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1

Почтовый адрес:
630015, г. Новосибирск, а/я 327

Телефон: 299-39-74, 279-21-03

Электронная библиотека

Информационная политика и основные подходы к раскрытию информации предприятиями сектора электроэнергетики в период реформирования

 Электроэнергетика — отрасль экономики, которая в своем развитии претерпела в период с 1990 г. по настоящее время несколько этапов становления и реформирования.

 

 Сапрыкина О.А.

начальник сектора по сбору данных для полготовки финансовой отчетности по МСФО ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11»

   Электроэнергетика — отрасль экономики, которая в своем развитии претерпела в период с 1990 г. по настоящее время несколько этапов становления и реформирования.
   Переломным моментом в развитии национальной экономики страны стал Закон СССР от 01.07.91 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий», направленный на преодоление монополии государственной собственности, обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности, создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирование эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
   Таким образом, начиная с 1991 г. в ходе становления государственного сектора экономии было проведено разгосударствление — преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия.
   В соответствии с Законом РСФСР от 03.07.91 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» в электроэнергетике (как и в других отраслях экономики) проводилась приватизация объектов, используемых для выработки, передачи и распределения электроэнергии, до этого находившихся под контролем Министерства топлива и энергетики РФ.
   Таким образом, 31.12.92 г. в соответствии с указами Президента РФ Бориса Ельцина от 15.08.92 г. № 923 н от 05.11.92 г. № 1334 было создано Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее — РАО «ЕЭС России»). В уставной капитал РАО «ЕЭС России» было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций.
Отметим, что в процессе приватизации в состав РАО «ЕЭС России» не вошли:
— атомные электростанции (переданы ФГУП «Росэнергоатом»);
— «Татэнерго», «Башэнерго», «Новосибирскэнерго» н «Иркутскэнерго» (Советы народных депутатов Иркутской области и Красноярского края подали иск в Конституционный суд. требуя отменить решение президентского указа № 923 о передаче в РАО ЕЭС электростанций, находящихся на их территории. 10.09.93 г. суд признал пункт указа Ельцина о передаче данных электростанций в пользу РАО нарушающим Конституцию России).
   Таким образом, в составе вертикально интегрированной структуры холдингового типа, каковой являлось РАО «ЕЭС России», были объединены 72 АО-энерго и АО-электростанции, осуществлялось производство, передача по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах РФ. Холдинг владел 72 % установленной мощности всех электростанций России и 96 % протяженности всех линий электропередачи.
В этой связи представляются актуальными вопросы раскрытия информации, ее достоверности, а также вопросы финансового контроля предприятий электроэнергетического сектора экономики.
                                                                                                                                                                                                                                                        Информация
Право на информацию — одно из прав человека и гражданина, закреплено на международном, конституционном и отраслевом уровнях правового регулирования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.06 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Обладатель информации есть лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Доступ к информации — это возможность получения информации и ее использования. Действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, называются предоставлением информации.
Указанный федеральный закон регулирует правовые отношения в сфере информации, информационных технологии и защиты информации, устанавливая следующие принципы правового регулирования этих отношений:
— свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
— установление ограничении доступа к информации только федеральными законами;
— открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации.
Первоначально следует дать определение государственному сектору экономики и выделить место в данном секторе предприятиям электроэнергетики.
Государственный сектор экономики
Государственный сектор экономики (ГСЭ) представляет собой систему предприятии, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах.
Во многих странах мирового сообщества именно ГСЭ решает вопросы на макроэкономическом уровне по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, а также решают задачи ускорения научно-технического прогресса. Это. прежде всего, отрасли производственно-хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные исследования и разработки, военная промышленность в целом, аэрокосмическая и атомная в частности. При этом масштабы государственного сектора национальной экономики определяются экономической, производственной, политической и социальной целесообразностью. Границы государственного сектора могут быть достаточно подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирования, а также возможна продажа их частному капиталу [1. с. 8].
В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ. утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.09.99 г. № 1024, государственный сектор экономики — это совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны, а также имущественных прав государства, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.
Таким образом, исходя из организационно-правовой формы в составе государственного сектора экономики выделяют следующие сегменты:
1-й сегмент — государственные унитарные предприятия;
2-й сегмент — казенные предприятия:
3-й сегмент — предприятия, организованные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью и их дочерние структуры, функционирующие обычно в качестве естественных монополий или стратегических предприятий и имеющие уставный капитал, в котором контрольный пакет (более 25,5 или 50 %) или весь пакет акций (долей) принадлежит государству;
4-й сегмент — бюджетные учреждения (государственный аппарат, образовательные учреждения, армия, учреждения культуры и здравоохранения и т.п.) [1, с. 9].
По данной классификации РАО «ЕЭС России» входит в 3-й сегмент.
По видам деятельности ГСЭ можно разделить:
— на стратегические предприятия и общества:
— естественные монополии, субъекты которых относятся к государственному сектору экономики;
— учреждения бюджетной сферы.
Предприятия электроэнергетики всегда были стратегически значимыми объектами для государства, так. например. РАО «ЕЭС России» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.04 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». После ликвидации РАО «ЕЭС России» все стратегически важные акционерные общества электроэнергетики войдут в указанный перечень.
  Следует подчеркнуть, что предприятия электроэнергетической отрасли российской экономики — это в основном открытые акционерные общества. Поэтому, рассматривая проблему раскрытия информации предприятиями электроэнергетики, мы будем исходить из акционерного права.
Кодекс корпоративного поседения
  Для открытых акционерных обществ важными являются принципы корпоративного поведения, закрепленные в одноименном Кодексе, рекомендованном Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.02 г. № 421/р.
Принятый Кодекс базируется на признанных в междунар одной практике принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в соответствии с которыми в последние годы рядом государств были приняты кодексы корпоративного управления и аналогичные им документы. В Кодексе раскрываются основные принципы наилучшей практики корпоративного поведения, в соответствии с которыми российские общества могут строить свою систему корпоративного поведения, а также содержатся рекомендации по практической реализации данных принципов и раскрытию соответствующей информации. Применение обществом положений Кодекса должно быть добровольным, основанным на стремлении повысить привлекательность общества в глазах существующих и потенциальных инвесторов.
Корпоративное поведение как понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами, включает в себя:
— систему отчетности перед акционерами лиц. которым доверено текущее руководство компанией;
— способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами:
— комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия:
— систему взаимоотношении между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон [2].
  Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят четко знать, каьуто именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.
  Целью применения стандартов корпоративного поведения является зашита интересов всех акционеров, независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные обшества (далее — общества), что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом [3]. Необходимо отметить, что стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением. Поэтому Кодекс разработан прежде всего для акционерных обществ, выходящих на рынок капитала. Вместе с тем это не исключает возможности его применения любыми другими хозяйственными обществами.
Анализ показал, что советами директоров акционерных обществ электроэнергетики, учитывая рекомендации ФСФР РФ. утверждены внутрифирменные Кодексы корпоративного поведения, которые размещены на официальных сайтах электроэнергетических компаний. Так, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» декларирует в Кодексе корпоративного поведения следующие цели: совершенствование и систематизация корпоративного управления обществом, обеспечение большей прозрачности управления обществом и подтверждение неизменной готовности общества следовать стандартам надлежащего корпоративного управления.
  На официальных сайтах также размещается информация, обязательная к раскрытию открытыми акционерными обществами, и Положение об информационной политике, продекларированное в Кодексе корпоративного поведения.
Крайне важно отметить, чтобы требования по раскрытию информации не вступали в противоречие с интересами обшества. на официальном сайте (равно как и в средствах массовой информации и в изданиях самого обшества) не размешалась бы информация, которая может причинить вред обществу, нужен тщательный контроль всей информации, размещаемой на сайте компании, а также в средствах массовой информации и в изданиях самого обшества. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что любое ограничение в раскрытии информации должно быть строго регламентировано.
Информационная политика
  Поскольку в соответствии с Кодексом корпоративного управления целью раскрытия информации об обществе является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия взвешенного решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества, то информационная политика общества должна обеспечивать возможность свободного и необременительного доступа к информации об обществе.
Рекомендуется разработать и утвердить советом директоров общества внутренний документ, содержащий правила и подходы к раскрытию информации, — Положение об информационной политике. В данном документе целесообразно представить перечень информации, которую общество считает нужным раскрывать (помимо предусмотренной законодательством): правила ее раскрытия (средства массовой информации, в которых должно осуществляться такое раскрытие, регулярность раскрытия).
Учет информационной политики также важен при проведении политик в отношении финансов, в части которых рекомендуется разработать и утвердить локальный документ:
— депозитно-кредитной политики;
— инвестиционной политики (в том числе политики управления капиталом);
— учетной политики;
— налоговой политики (в том числе функции добросовестного налогоплательщика и минимизации налогов и сборов);
— амортизационной политики;
— ценовой политики (в том числе политики трансфертных цен);
— политики управления рисками;
— политики управления издержками;
— дивидендной политики и т.д.
  Дополнительные сведения, которые рекомендуется раскрывать акционерному обществу, следуя принципам Кодекса корпоративного поведения, приведены в табл. 1.
Фактическое представление различного рода отчетности электроэнергетическими предприятиями внешним пользователям
В табл. 2 перечислены различного рода отчеты, которые акционерные общества энергетиков представляют различным пользователям, с указанием нормативно-правовых актов, а также возможных центров ответственности.
Остановимся подробнее на п. 2 табл. 2.
1. Раскрытие информации эмитентом на рынке ценных бумаг.
Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.06 г. .Yfi 06-117 пз-н) эмитент обязан раскрывать информацию на всех этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, составляя проспект ценных бумаг, сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность, при этом устанавливаются определенные требования к порядку раскрытия иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым ценным бумагам. Как видно из табл. 3. проспект ценных бумаг содержит целый ряд информационных сведений, касающихся различных аспектов деятельности эмитента. Сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, подтверждаются:
— аудитором — проверка бухгалтерской отчетности на предмет ее соответствия во всех существенных аспектах сведениям финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которой проведен аудит;
— оценщиком — оценка рыночной стоимости акций, а также тот факт, что прочая информация, относящаяся к составленном^- отчету об оценке указанного имущества, проверена на предмет ее соответствия во всех существенных аспектах;
— финансовым консультантом — прочая информация.
Проспект ценных бумаг содержит целый ряд сведений, подготавливаемых различными службами акционерного общества (см. табл. 3).
  В рассматриваемом Положении ФСФР дополнительно акцентируется внимание на перечне информации, обязательной к раскрытию обществами: годовой отчет общества; годовая бухгалтерская отчетность общества; устав и иные внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах; дополнительные сведения.
Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета в Интернете в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен в Интернете не менее 3 лет с даты его опубликования в Интернете.
  В итоге, еще раз подчеркнем важность раскрытия информации, информационной политики электроэнергетических предприятий в период становления и реструктуризации государственного сектора экономики в целом и электроэнергетики в частности.
Решая задачи повышения инвестиционной привлекательности компаний, принимая решение о проведении публичного размещения акций для получения инвестиций (в том числе от западных партнеров), ведя политику открытости перед собственниками, предприятие не может обойти своим вниманием вопросы информационной политики, корпоративного поведения и раскрытия информации для пользователей. Рассмотренным вопросам необходимо придавать особое значение, а к их решению — искать новые подходы и методы.
 

таблица №1

 Сведения в форма представления дополнительной информации,
раскрываемой открытыми акционерными обществами по рекомендации
Кодекса корпоративного поведения

 

 

Форма представления

регламент

1

2

Проспект эмиссии

Включить в Положение од информации все основные вопросы о дополнительно раскрываемых сведениях. Обществу дополнительно рекомендуется раскры-ватъ следхющ\ю информацию:

 

Предусмотреть в Положении об информационной политике перечень всех долж­ностных лип общества, информацию о которых общество будет раскрывать до-полнительно в проспекте эмиссии

 

 Вопросы дивидендной политики:

- как в обществе определяется часть прибыли, направляемой на выплату диви­дендов;

- каковы условия выплаты дивидендов и их минимальный размер по акциям раз­ных категорий (типов):

- каков порядок выплаты дивидендов, в том числе сроки, место и форма их вы­платы

 

 

 

 

 Об акционерах-владельцах не менее 5 % акций общества.

Следует раскрывать также имеющуюся у общества информацию о косвенном владении.В ряде случаев для оказания влияния на деятельность общества между группами акционеров, владеющих по отдельности сравнительно небольшими пакетами акций, заключаются специальные соглашения, используемые для формирова­ния блока акционеров, придерживающихся единой политики при голосовании. Обществу рекомендуется принимать разумные меры для получения информа­ции о существовании таких соглашении и раскрывать такую информацию в слу­чае ее получения

 

 

О сделках общества и лицах, относящихся в соответствии с уставом общества к высшим должностным лицам общества, а также о сделках общества и организаци­ях, в которых высшим должностным лицам общества прямо или косвенно принад­лежит не менее 20 % уставного капитала общества или на которые такие лица могут оказать существенное влияние иным образом

 

О сделках общества и организаций, которые прямо или косвенно контролируют общество, находятся под контролем общества или под общим с ним контролем, а также о сделках общества и физических лиц или их родственников, являющих-ся аффилированными лицами общества

 

Обо всех сделках, предметом которых является имущество общества, стоимость которого составляет не менее 2 % необоротных активов общества, и (или) кото-рые могут оказать влияние на рыночную стоимость акций общества

 

 

Сведения   о том. будут ли высшие должностные лица общества участвовать в приобретении размещенных акций общества

 

О размере чистой прибыли по основному виду деятельности, о размере чистой прибыли в расчете на акцию, о размере чистой прибыли по основному виду дея­тельности общества в расчете на акцию

 

Следующие показатели: отношение заемного капитала к собственном)'; оценка изменений в составе и структуре активов за последние 3 года;  оценка текущей н перспективной ликвидности активов:  анализ рентабельности общества; - процентное соотношение доходов, полученных от экспортных сделок, с обшей суммой доходов от всех сделок общества за год

 

 

окончание таблицы №1

 

1

2

 

Об оценке руководством общества факторов, сказавших влияние на финансовое состояние общества н на результаты финансовых операции за последний год. а также о тенденциях, которые могут оказать влияние на финансовое состояние общества в дальнейшем

 

Обо всех фактах, которые могут иметь существенное значение для акционеров и инвесторов, например:

- изменение наименования общества:

- принятие решения об увеличении (уменьшении) уставного капитала:

- приобретение обществом собственных акций, если это не связано с уменьшением уставного капитала общества (при этом должна раскрываться информация об ис­точниках средств, используемых для приобретения собственных акций, количестве приобретаемых акций, цене приобретения, а также иная информация, раскрываю­щая причин}' н цели такого приобретения);

- повышение (понижение) цены акций общества не менее чем на 5 %;

- прекращение производства товаров, работ и услуг, реализация которых по ито­гам финансового года, предшествующего отчетном}', составляла не менее 10 % в общем объеме производства товаров, работ и услуг;

- изменение приоритетных направлений деятельности общества:

- внесение в устав общества изменении, касающихся размещения привилегиро­ванных акций иного типа по сравнению с размешенными ранее:

- изменение аудитора. регистратора или депозитария общества

2. Предоставление информации акционе­рам

Доступ обеспечивает секретарь общества

Акционерам общества при подготовке и проведении общего собрания акционе­ров предоставлять всю существенную информацию по каждом;' вопросу повест­ки дня

Годовой отчет акционерам общества должен содержать необходимую информа­цию, позволяющую акционерам осенить итоги деятельности общества за год

3. Зашита служебной и   коммерческой   ин­формации

Перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, по­рядок и условия доступа к такой информации, критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также возможность ее использования определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между от­крытостью общества и стремлением не нанести ущерб его интересам. В соответствии с законодательством информация составляет служебную иди коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциаль-ную коммерческую ценность в силy неизвестности ее третьим яицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охра не ее конфиденциальности

В договор с должностными лицами и работниками обшества рекомендуется включать условия о неразглашении конфиденциальной информации

4. Инсайдерская   ин­формация

Незаконное использование такой информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния общества и его деловой репутации, а также нанес­ти вред российскому фондовому рынку в целом.

Контроль со стороны ревизионной службы общества за соблюдением членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требова­ний, предусмотренных внутренними документами общества, для недопущения конфликта интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсай­дерской информации между сотрудниками и подразделениями общества

Совету директоров необходимо утвердить документ по использованию инсай­дерской информации, который может стать составной частью Положения об ин­формационной политике общества

В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации

 

Инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества (из Кодекса корпоративного поведения).

 

таблица №2

 Виды отчётности, представляемой руководством предприятий электроэнергетики в соответствии
 с требованиями законодательства РФ

 

Вид отчетности

(или принцип

выделения

в группу)

Наименование

нормативно-правового

акта

Статья нормативно-правового акта

Центр ответственности

1

2

3

4

1. Статус    акцио­нерного общества

1.1. Об акционерных обще­ствах: Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. № 208-Ф'З

Ст. 92: акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет, годовую бухгалтерскую  отчетность,   проспект эмиссии акций, сообщение о проведе­нии общего собрания акционеров

Департамент кор­поративного управления

2. Относительно рынка ценных бу­маг

2.1. О рынке ценных бу­маг:  Федеральный закон РФ от 22.04.96г. № 39-ФЗ

Глава 7 «О раскрытии информации о ценных бумагах».

Департамент кор­поративного управления

 

 

2.2. О защите прав и за­конных   инвесторов   на рынке ценных бумаг: Фе­деральный закон РФ от 05.03.99 г. Х9 46-ФЗ

Ст. 6. Предоставление информации ин­вестору в связи с обращением ценных бумаг.

 

 

 

 

2.3. Об утверждении По­ложения о раскрытии ин­формации      эмитентами эмиссионных         бумаг: Приказ   ФСФР   РФ   от 10.10.06 г. № 06-117/пз-н

Регулирует состав, сроки обязательно­го раскрытия информации акционер­ным обществом на этапах процедуры эмиссии ЦБ. ежеквартального отчета эмитента ЦБ. сообщения о существен­ных фактах, затрагивающих финансо­во-хозяйственную деятельность эми­тента ЦБ. иной информации

 

 

3. Отчетность ру­ководителей ФГУП и предста­вителей    интере­сов РФ в органах управления     от­крытых      акцио­нерных обществ

3.1. Постановление Пра­вительства       РФ       от 04.10.99 г. \2 1116

Порядок   отчетности   руководителей ФГУП и представителей интересов РФ в органах управления ОАО

Департамент эко­номики.

Департамент фи­нансов.

Департамент кор­поративного управления и др.

4. Бухгалтерская

отчетность

4.1. О бухгалтерском уче­те: Федеральный закон РФ от21.11.9бг.№129-ФЗ

Ст. 16. Публичность бухгалтерской от­четности (не позднее 1 июня года, сле­дующего за отчетным)

Департамент бух­галтерского учета

 

 

4.2. Положение по бух­галтерскому учету «Бух­галтерская отчетность организации» № 4/99

Разд. 10. Публичность бухгалтерской отчетности

 

 

 

 

4.3. Методические реко­мендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетно­сти: Приказ Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112

Пункт 2. Общий порядок составления и представления сводной бухгалтер­ской отчетности

 

 

5. Налоговая   от­четность

5.2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1

Ст. 80. Налоговая декларация пред­ставляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах нало­гообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источни­ках доходов, о налоговой базе, налого­вых льготах, об исчисленной сумме на-

 

 

 окончание таблицы №2

 

1

2

3

4

 

 

лога и (или) о других данных, служа­щих основанием для исчисления и уп­латы налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каж-дом>г   налогу,   подлежащему   уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах

Департамент на­логового учета

6. Статистическая отчетность

6.1. Об утверждении По­ложения о порядке пред­ставления       статистиче­ской информации, необ­ходимой для проведения государственных    стати­стических наблюдений: Постановление    Госком­стата РФ  от 15.07.02 г. №154

Разд. 2. Порядок представления стати­стической информации, необходимой для проведения государственных ста­тистических наблюдений

В зависимости от предоставляемых сведений

7. Сфера антимо­нопольного регу­лирования

7.1. О конкуренции и ог­раничении монополисти­ческой деятельности  на товарных рынках: Закон РСФСР   от   22.03.91    г. № 948-1

Ст. 4. Определение основных понятий аффилированных лиц

Департамент пра­вового обеспече­ния

7.2.  О защите конкурен­ции:   Федеральный  закон РФ от 26.07.06г. № 135-ФЗ

Ст. 25.   Обязанность   предоставления информации в антимонопольный ко­митет

Финансовый ди­ректор

8. Принадлеж­ность к отрасли

8.1. Об утверждении стан­дартов раскрытия инфор­мации субъектами оптово­го  и розничного рынков электрической      энергии: Постановление       Прави­тельства РФ от 21.01.04 г. №24

Требования   к  составу   информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного     рынков    электрической энергии, за исключением потребите­лей электрической энергии

Департамент про­даж на рынках электроэнергии

9. Внутриведом­ственная     отчет­ность

9.1. В соответствии с ак­тами  внутри   ведомства (до 1 июля 2008 г. -РАО «ЕЭС России»)

Отчетность направлялась в составе и в сроки, определенные РАО «ЕЭС Рос­сии»

В зависимости от

запрашиваемой

информации

10. Финансовая отчетность       по МСФО

10.1. ЦБ РФ: О необходи­мости составления финан­совой отчетности в соот­ветствии с МСФО банка­ми начиная с 2004 г.

Ежегодное составление отчетности по МСФО на основании писем ЦБ РФ

Консультант (если отчетность составляется под­рядчиком). Департамент    по МСФО (если от­четность   состав­ляется самой ор­ганизацией)

 

 

10.2. Методические реко­мендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетно­сти: Приказ Минфина РФ от 30.12.96 г. №112

Если организация составляет консоли­дированную финансовую отчетность по МСФО. она может не представлять сводную бухгалтерскую отчетность

 

 

 

 

10.3. Если акции компании котируются на бирже, то она может представлять отчетность по МСФО

По требованию биржи

 

 

 

 таблица №3

Содержание проспекта ценных бумаг

 

Раздел проспекта
Содержание проспекта
1
2
Введение
Основные сведения о размещаемых эмитентом ценных бума­гах, в отношении которых осуществляется регистрация про­спекта эмиссии.
Основные   цели   эмиссии   и   направления   использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг. Иная информация
1. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента-сведения о банковских счетах, об аудито­ре, оценщике и о финансовом консуль­танте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект
1.1. Лица, входящие в состав органов управления эмитента.
1.2. Сведения о банковских счетах эмитента.
1.3. Сведения об аудиторе (аудиторах) эмитента.
1.4. Сведения об оценщике эмитента.
1.5. Сведения о консультантах эмитента.
1.6. Сведения об иных лицах, подписавших проспект ценных бумаг
2. Краткие сведения об объеме, сроках, порядке и условиях размещения по каж­дому виду, категории (типу) размещае­мых эмиссионных ценных бумаг
2.1.  Вид. категория (тип) и форма размещаемых ценных бу­маг.
2.2. Номинальная стоимость каждого вида, категории (типа). серии размещаемых эмиссионных ценных бумаг.
2.3. Предполагаемый объем выпуска в денежном выражении и количество эмиссионных ценных бумаг, которые предполага­ется разместить.
2.4. Цена (порядок определения цены) размещения эмиссион­ных ценных бумаг.
2.5.  Порядок и сроки размещения эмиссионных ценных бу­маг.
2.6.  Порядок и условия оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг.
2.7. Порядок и условия заключения договоров в ходе разме­щения эмиссионных ценных бумаг.
2.8. Круг потенциальных приобретателей размещаемых эмис­сионных ценных бумаг.
2.9. Порядок раскрытия информации о размещении и резуль­татах размещения эмиссионных ценных бумаг
3. Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента
3.1. Показатели финансово-экономической деятельности эми­тента.
3.2. Рыночная капитализация эмитента.
3.3. Обязательства эмитента.
3.3.1. Кредиторская задолженность. 3.32. Кредитная история эмитента.
3.3.3.  Обязательства эмитента из обеспечения, предостав­ленного третьим лицам.
3.3.4. Прочие обязательства эмитента.
3.4. Цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг.
3.5. Риски, связанные с приобретением разметаемых эмисси­онных ценных бумаг.
3.5.1. Отраслевые риски.
3.52. Страновые и региональные риски.
3.5.3. Финансовые риски.
3.5.4. Правовые риски.
3.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента.
3.5.6. Банковские риски
4. Подробная информация об эмитенте
4.1. История создания и развитие эмитента.
4.1.1. Данные о фирменном наименовании эмитента.
4.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента.
4.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента.
4.1.4. Контактная информация.
4.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика.
4.1.6. Филиалы и представительства эмитента.
4.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента.
4.2.1. Отраслевая принадлежность эмитента.
4.22. Основная хозяйственная деятельность эмитента.
4.2.3. Материалы- товары (сырье) и поставщики эмитента.
4.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента.
4.2.5. Сведения о наличия у эмитента лицензий.
4.2.6. Совместная деятельность эмитента.
4.2.7.  Дополнительные требования к эмитентам, являю­щимся акционерными инвестиционными фондами, страховы­ми или кредитными организациями, ипотечными агентами.
4.2.7.1. Для акционерных инвестиционных фондов.
4.2.7.2. Для страховых организаций.
4.2.7.3. Для кредитных организаций.
4.2.7.4. Для ипотечных агентов.
4.2.8.  Дополнительные требования к эмитентам, основной деятельностью которых является добыча полезных ископае­мых.
4.2.9.  Дополнительные требования к эмитентам, основной деятельностью которых является оказание услуг связи.
4.3. Планы будущей деятельности эмитента.
4.4. Участие эмитента в промышленных, банковских и финан­совых группах, холдингах, концернах и ассоциациях.
4.5. Дочерние и зависимые хозяйственные общества эмитен­та.
4.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по приобретению, замене, выбытию ос­новных средств, а также обо всех фактах обременения основ­ных средств эмитента.
4.6.1. Основные средства
5. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента
5.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эми­тента.
5.1.1. Прибыль и убытки.
5.12. Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ. услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельно­сти.
52. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств.
5.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эми­тента.
5.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента.
5.3.2. Финансовые вложения эмитента.
5.3.3. Нематериальные активы эмитента.
5.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области науч­но-технического развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований.
5.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельно­сти эмитента.
5.5.1.  Анализ факторов и условий, влияющих на деятель­ность эмитента.
5.5.2. Конкуренты эмитента
б. Подробные сведения о лицах, входя­щих в состав органов управления эми­тента, органов эмитента по контролю за-его финансово-хозяйственной деятельностью. и краткие сведения о сотрудни­ках (работниках) эмитента
6.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента.
6.2. Информация о лицах, входящих в состав органов управ­ления эмитента.
6.3.  Сведения о размере вознаграждения, льгот и (или) ком­пенсации расходов по каждому органу управления эмитента.
6.4. Сведения о структуре и компетенции органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента.
6.5. Информация в лицах, входящих в состав органов контро­ля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента.
6.6.  Сведения о размере вознаграждения, льгот и (или) ком­пенсации расходов по органу контроля за финансово-хозяйст­венной деятельностью эмитента.
6.7. Данные о численности и обобщенные данные об образо­вании и о составе сотрудников (работников) эмитента, а так­же об изменении численности сотрудников (работников) эми­тента.
6.8.  Сведения о любых обязательствах эмитента перед со­трудниками (работниками), касающихся возможности их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента
7. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность
7.1.  Сведения об общем количестве акционеров (участников) эмитента.
7.2. Сведения об участниках (акционерах) эмитента, владею­щих не менее чем 5 % его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее 5 % его обыкновенных акций. а также сведения об участниках (акционерах) таких лиц. вла­деющих не менее 20 % уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее 20 % их обыкновенных акций.
7.3. Сведения о доле участия государства или муниципально­го образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, наличии специального права («золотой ак­ции»).
7.4. Сведения об ограничениях на участие в уставном (скла­дочном) капитале (паевом фонде) эмитента.
7.5. Сведения об изменениях в составе и размере участия ак­ционеров (участников) эмитента, владеющих не менее 5 % его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее 5 % его обыкновенных акций.
7.6. Сведения о совершенных эмитентом сделках, в соверше­нии которых имелась заинтересованность.
7.7. Сведения о размере дебиторскойзадолженности
8.  Бухгалтерская  отчетность  эмитента и иная финансовая информация
8.1. Головая бухгалтерская отчетность эмитента.
8.2.  Квартальная бухгалтерская отчетность эмитента за по­следний завершенный отчетный квартал.
8.3.  Сводная бухгалтерская отчетность эмитента за три по­следних завершенных финансовых года или за каждый завер­шенный финансовый год.
8.4. Сведения об учетной политике эмитента.
8.5. Сведения об обшей сумме экспорта, а также о доле, кото­рую составляет экспорт в обшем объеме продаж.
8.6. Сведения о стоимости недвижимого имущества эмитента и существенных изменениях, произошедших в составе иму­щества эмитента после даты окончания последнего завершен­ного финансового года.
8.7.  Сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента
9. Подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных цен­ных бумаг
9.1.Сведения о размещаемых ценных бумагах.
9.1.1.Общая информация.
9.1.2.Дополнительные сведения о размещаемых облигациях.
9.1.3.Дополнительные сведения о конвертируемых ценных бумагах.
9.1.4.Дополнительные сведения о размещаемых опционах эмитента.
9.1.5.Дополнительные сведения о размещаемых облигаци­ях с ипотечным покрытием.
9.1.5.1.Сведения о специализированном депозитарии, осуществляющем ведение реестра ипотечного покрытия.
9.1.5.2.Сведения о выпусках облигаций, исполнение обя­зательств по которым обеспечивается (может быть обеспече­но) залогом данного ипотечного покрытия.
9.1.5.3.Сведения о страховании риска ответственности перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием.
9.1.5.4.Сведения о сервисном агенте, уполномоченном по­лучать исполнение от должников,обеспеченные ипотекой тре­бования к которым составляю инпотечное покрытие облигаций.
9.1.5.5.Информация о составе, структуре и размере ипо­течного покрытия.
9.1.6.Дополнительные сведения о размещаемых россий­ских депозитарных расписках.
9.1.6.1.Дополнительные сведения о представляемых цен­ных бумагах, право собственности на которые удостоверяет­ся российскими депозитарными расписками.
9.1.6.2.Сведения об эмитенте представляемых ценных бумаг, право собственности на которые удостоверяется рос­сийскими депозитарными расписками.
9.2.Цена (порядок определения цены) размещения эмиссион­ных ценных бумаг.
9.3.Наличие преимущественных прав на приобретение раз­мещаемых эмиссионных ценных бумаг.
9.4.Наличие ограничений на приобретение и обращение раз­мещаемых эмиссионных ценных бумаг.
9.5.Сведения о динамике изменения цен на эмиссионные цен­ные бумаги эмитента.
9.6.Сведения о лицах, оказывающих услуги по организа­ции размещения и (или) по размещению эмиссионных цен­ных бумаг.
9.7.Сведения о круге потенциальных приобретателей эмис­сионных ценных бумаг.
9.9.Сведения о возможном изменении долиучастия акционе­ров в уставном капитале эмитента в результате размещения эмиссионных ценных бумаг.
9.10.Сведения о расходах, связанных с эмиссией ценных бумаг.
9.11.Сведения о способах и порядке возврата средств, полу­ченных в оплату размещаемых эмиссионных ценных бумаг в случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействи­тельным, а также в иных случаях, предусмотренных законо­дательством РФ
10. Дополнительные сведения об эмитен­те н о размешенных им эмиссионных ценных бумагах
10.1. Дополнительные сведения об эмитенте.
10.1.1.  Сведения о размере, структуре уставного (складоч­ного) капитала (паевого фонда) эмитента.
10.1.2. Сведения об изменении размера уставного (складоч­ного) капитала (паевого фонда) эмитента.
10.1.3.  Сведения о формировании и об использовании ре­зервного фонда, а также иных фондов эмитента.
10.1.4.  Сведения о порядке созыва и проведения собрания (заседания) высшего органа управления эмитента.
10.1.5.  Сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее 5 % уставного (складочного) капита­ла (паевого фонда) либо не менее 5 % обыкновенных акций
10.1.6.  Сведения о существенных сделках, совершенных эмитентом.
10.1.7.Сведения о кредитных рейтингах эмитента.
10.2. Сведения о каждой категории (типе) акций эмитен­та.10.3. Сведения о предыдущих выпусках эмиссионных цен­ных бумаг эмитента, за исключением акций эмитента.
10.3.1.Сведения о выпусках, все ценные бумаги которых погашены (аннулированы).
10.3.2.Сведения о выпусках, ценные бумаги которых обра­щаются.
10.3.3.Сведения о выпусках, обязательства эмитента по ценным бумагам которых не исполнены (дефолт).
10.4. Сведения о лице (лицах), предоставившем обеспечение по облигациям выпуска.
10.5. Условия обеспечения исполнения обязательств по обли­гациям выпуска.
10.5.1.Условия обеспечения исполнения обязательств пооблигациям с ипотечным покрытием.
10.6. Сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента.
10.7.Сведения о законодательных актах, регулирующих во­просы импорта и экспорта капитала, которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нере­зидентам.
10.8.Описание порядка налогообложения доходов по разме­щенными размещаемым эмиссионным ценным бумагам эми­тента.
10.9. Сведения об объявленных (начисленных) и о выплачен­ных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по об­лигациям эмитента.
10.10. Иные сведения

 

 Примечания

1. Баранова И.В. Оценка эффективности и результативности деятельности субъектов государственного сектора экономики. Новосибирск: СИФБД. 178 с.
2. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcsm.ru.
3. О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения: Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.02 г. № 421/р.

 

© 2010 МИСБФМ
веб дизайн студия AZ Solutions:
разработка сайтов, продвижение сайтов

Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1
Телефон: 299-39-74, 279-21-03
e-mail: misbfm@gmail.com

Реквизиты, схема проезда, написать письмо