на главнуюнаписать намкарта сайта

Член Ассоциации участников финансового рынка
«Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка»

Адрес местанахождения:
Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1

Почтовый адрес:
630015, г. Новосибирск, а/я 327

Телефон: 299-39-74, 279-21-03

Электронная библиотека

В поисках эффективного корпоративного управления в банковском секторе России

Содержание:

  • В поисках эффективного корпоративного управления в банковском секторе России
  • Литература:

В поисках эффективного корпоративного управления в банковском секторе России

И.Н. Демчук канд. экон. наук, доцент управляющий Новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа

Концепция корпоративного управления становится движущей силой развития банковского сектора России. От качества корпоративного управления  зависит деловая репутация, стоимость коммерческих банков и успешность их деятельности. В развитии и практической реализации принципов корпоративного управления заинтересованы собственники, наемные менеджеры и другие заинтересованные лица коммерческого банка (КБ). Надлежащий уровень корпоративного управления способствует повышению транспарентности (прозрачности) и надежности КБ. Однако не все субъекты российского банковского сообщества ориентированы на применение принципов корпоративного управление и обеспечение прозрачности структуры собственности, деятельности и отчетности, несмотря на требования Банка России и Федеральной службой по финансовым рынкам.
Позитивным фактом является то, что с каждым годом количество «непрозрачных» банков уменьшается, о чем свидетельствуют результаты исследования, проводимого в России ведущим рейтинговым агентством Standard and Poor's (далее – S&Р). Согласно данным S&P, практика раскрытия информации российскими КБ в 2006 г. несколько улучшилась по сравнению с 2005 г. – средний уровень раскрытия информации составил 48,3 % против 36 %. Тем не менее, для большинства даже ведущих российских коммерческих банков уровень транспарентности пока остается на низком уровне (рис. 1).

Рисунок 1 – Степень раскрытия информации банками


Для сравнения, по оценке S&P, информационная прозрачность крупнейших иностранных банков (Deutsche Bank, ING, ABN Amro, HSBC, Bank of America, Citigroup Inc., JPMorgan Chase, UBS, Royal Bank of Scotland, Credit Suisse Group) составляет 79 % [5, с. 79].
По мнению специалистов S&P, наименьшее раскрытие информации в российских коммерческих банках присуще сделкам с заинтересованностью. Учитывая сложные внутренние схемы взаимодействия между компаниями, входящими в группу компаний того или иного коммерческого банка, а также способность менеджмента лоббировать приемлемые для себя системы вознаграждения (информация о которых обычно не раскрывается), адекватная оценка финансового состояния становится затруднительной, а достоверность финансовой информации сомнительна.
Значительная информационная асимметрия между инсайдерами и внешними контрагентами в банковской системе создает большие сложности для мелких кредиторов и акционеров по мониторингу деятельности менеджеров банка. Крупные акционеры, как правило, стремятся повысить рискованность банковских вложений с целью увеличения доходности. Кредиторы, напротив, хотят от банка своевременного и полного возвращения долгов, что, соответственно, требует принятия ими как можно меньшего риска.
Кроме того, не способствует повышению траспарентности и качества корпоративного управления деятельность советов директоров (в том числе  независимых директоров, входящих в состав советов), которую можно охарактеризовать как мало эффективную, а подчас безответственную и некомпетентную. Банковская практика свидетельствует о том, что довольно часто заключаются контракты (договоры), которые позволяют менеджерам получать существенную выгоду в краткосрочном периоде за счет возможных потерь в долгосрочном плане из-за повышения рисков совершаемых операций. Причем, редко такие сделки попадают в поле зрения собственников (акционеров), хотя последние крайне заинтересованы в повышении прозрачности деятельности банков, качества корпоративного управления с целью создания сдержек и противовесов, разделения сфер влияния и интересов собственников и менеджмента банка. По мнению П. Лютернауэра, руководителя проекта Международной финансовой корпорации МБРР «Корпоративное управление в банковском секторе России», осуществляемого в РФ в 2004-2006 гг., для повышения уровня прозрачности и раскрытия информации о банке «следует сосредоточиться на изучении практики работы советов директоров, поскольку  нередко советы директоров уделяют слишком мало внимания вопросам внутреннего контроля и управления рисками» [18].
Непрозрачность банковской системы увеличивает возможности и самих собственников в злоупотреблении использования привлеченных средств. Известно немало случаев, когда в ряде стран доминирование в крупных секторах экономики нескольких семей позволяет прибегать к подобной практике. Согласно исследованиям La Porta, Lopez-de-Silanes and Zamarripa в Мексике были обнаружены низкие процентные ставки по связанному кредитованию. Около 20 % кредитов было предоставлено связанным сторонам, а ставки по ним были на 415-420 базисных пунктов ниже ставок по кредитам несвязанным сторонам. Для связанных сторон также предоставлялись льготные условия в виде более продолжительного срока кредитования или касающиеся обеспечения кредита. В результате по данным кредитам по сравнению с другими кредитами были существенно ниже возвратность (на 33 %) и размер создаваемых резервов (на 78 %).
В исследовании Laeven представлены доказательства того, что собственники в российских банках также осуществляют кредитование подконтрольных компаний. Невозврат по таким кредитам составлял 71 %. Конечно, соблюдение требований по обеспечению прозрачности деятельности коммерческих банков усложняет процедуру выдачи кредитов подконтрольным компаниям, однако «игра стоит свеч», так как прозрачные кредитные сделки снижают риски и способствуют повышению устойчивости  банка.
Каковы же тенденции развития банковского сектора России? Способствуют ли требования Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам по обеспечению эффективного корпоративного управления, транспарентности деятельности и отчетности банков повышению их финансовой устойчивости и надежности?
Объективно оценивая тенденции развития банковского сектора, можно утверждать, что темпы роста ее показателей в последние годы характеризовались ярко выраженной опережающей динамикой. Только в 2003 г. при увеличении ВВП на 7,3 % активы банковского сектора российской экономики выросли в реальном выражении на 28,1 %, а объем предоставленных организациям (кроме кредитных) кредитов – на 38,2 %. Следствием этого явилось сокращение отставания по ключевым показателям банковской деятельности от их среднемировых значений. Если в июне 1998 г. объем кредитов нефинансовому сектору составлял 8,5 % от ВВП, то к началу 2004 г. он увеличился на 17 %. С учетом кредитов населению и межбанковских кредитов (МБК) данный показатель приблизился к 20 %. Впечатляющими темпами увеличивалось отношение совокупных активов банковского сектора к ВВП. За период с июня 1998 г. по январь 2004 г. оно выросло с 27,4 % до 41,8 %.
В 2006 году банковская система после кризиса недоверия 2005 года вступила в фазу оживления, увеличив совокупный капитал более чем в два и активы почти в полтора раза. Причем, активы российских коммерческих банков растут опережающими темпами. Так, соотношение объема активов к ВВП по итогам 2005 г. достигло 45 % . Рост активов во многом был обусловлен увеличением объемов кредитования реального сектора экономики и населения: доля кредитов предприятиям и населению выросла за последние 7 лет с 13,8 до 25,3 %.
Общие сведения о макроэкономических показателях деятельности банковского сектора России за период 2000-2006 г.г. представлены в табл. 1.

Таблица 1
Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора
Российской Федерации [9]

Показатель

1.01.00

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

1.01.05

1.01.06

1.01.07

1.

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

1586,4

2362,5

3159,7

4145,3

5600,7

7136,9

9750,3

14045,6

 

в % к ВВП

32,9

32,3

35,3

38,3

42,3

42,1

45,1

52,8

2.

Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб.

168,2

286,4

453,9

581,342

814,9

946,6

1241,8

1692,7

 

в % к ВВП

3,5

3,9

5,1

5,4

6,2

5,6

5,7

6,4

 

в % к активам банковского сектора

10,6

12,1

14,4

14,0

14,6

13,3

12,7

12,1

3.

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд. руб.)

506,8

847,4

1323,6

1796,2

2684,7

3887,6

5454,0

8031,4

 

в % к ВВП

10,5

11,6

14,8

16,6

20,3

22,8

25,2

30,2

 

в % к активам банковского сектора

31,9

35,9

41,9

43,3

47,9

54,5

55,9

57,2

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кредиты физическим лицам, включая просроченную задолженность (млрд. руб.)

27,6

44,7

94,7

142,2

299,7

618,9

1179,3

2065,2

 

в % к ВВП

0,6

0,6

1,1

1,3

2,3

3,6

5,5

7,8

 

в % к активам банковского сектора

1,7

1,9

3,0

3,4

5,4

8,7

12,1

14,7

 

в % к денежным доходам населения

1,0

1,1

1,8

2,1

3,4

5,6

8,7

12,3

3.1.

Кредиты банков в инвестициях предприятий и организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млрд. руб.

24,2

29,5

48,7

65,1

94,0

156,5

175,5

 

 

в % к инвестициям предприятий и организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства

4,3

2,9

3,5

4,8

5,3

7,3

6,5

 

4.

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб.

325,7

473,2

562,0

779,9

1002,2

1086,9

1539,4

1961,4

 

в % к ВВП

6,8

6,5

6,3

7,2

7,6

6,4

7,1

7,4

 

в % к активам банковского сектора

20,5

20,0

17,8

18,8

17,9

15,2

15,8

14,0

5.

Вклады физических лиц, млрд. руб.

297,1

445,7

678,0

1029,7

1517,8

1977,2

2754,6

3793,5

 

в % к ВВП

6,2

6,1

7,6

9,5

11,5

11,6

12,7

14,2

 

в % к пассивам банковского сектора

18,7

18,9

21,5

24,8

27,1

27,7

28,3

27,0

 

в % к денежным доходам населения

10,2

11,2

12,7

15,1

17,1

18,0

20,4

22,5

6.

Средства, привлеченные от предприятий и организаций, млрд. руб.*

468,4

722,1

902,6

1091,4

1384,8

1986,1

2953,1

4570,9

 

в % к ВВП

9,7

9,9

10,1

10,1

10,5

11,6

13,7

17,2

 

в % к пассивам банковского сектора

29,5

30,6

28,6

26,3

24,7

27,8

30,3

32,5

Справочно:

Показатель, млрд. руб.

1.01.00

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

1.01.05

1.01.06

1.01.07

Валовой внутренний продукт

4823,2

7305,6

8943,6

10830,5

13243,2

17048,1

21614,7

26621,3

Инвестиции предприятий и организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства)

565,6

1012,5

1375,1

1360,3

1774,9

2130,2

2688,4

 

Денежные доходы населения

2908,0

3983,9

5325,8

6831,0

8901,6

10976,3

13522,5

16839,2

* – Включая депозиты, средства государственных внебюджетных фондов, Минфина России, финансовых органов, клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям, средства в расчетах, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации.

Однако, несмотря на существенный количественный рост многих показателей, в банковской системе все больше ощущаются ограничения в виде недостаточной капитализации, роста рисков деятельности. По данным ЦБ РФ, доля собственного капитала российской банковской системы в ВВП в период с 2003 г. по 2005 г. снизилась с 6,2 до 5,7 %. В 2006 г. темпы роста собственного капитала российского банковского сектора превысили темпы роста ВВП: рост собственного капитала за 2006 г. составил – 35 %, при этом темпы роста активов банковской системы были еще выше – 44 % [9], а это, естественно, требует от банков повышения эффективности управления рисками.
Хочется подчеркнуть, что в банковских системах многих экономически развитых стран активы превышают ВВП в 4 раза , а отношение собственного капитала к ВВП находится на уровне 15–20 %.
И в зарубежных, и в российских банках кредитование является основным элементом (процессом) активных операций КБ. В России к июню 2004 г. суммарная ссудная задолженность достигала 58,9 % совокупных активов банковского сектора, составив в абсолютном выражении 3,6 трлн руб., на 1 января 2007 г. ссудная задолженность составила 67,2 % банковских совокупных активов, а ее объем достиг 9,4 трлн руб. [9]. Таким образом, по доле кредитного портфеля в структуре активов российский банковский сектор практически сравнялся с показателями, характеризующими банковский сектор развитых стран, заметно уступая лишь по абсолютным размерам предоставляемых кредитов.
По данным Банка России, более стабильными стали показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организаций-ссудозаемщиков по отраслям экономики (табл. 2).


 

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий-ссудозаемщиков по отраслям экономики, %*

 

Уровень фактического самофинансирования 1

Коэффициент текущей ликвидности 2

Доля обязательств перед банками в общем объеме обязательств предприятий

Рентабельность активов

1

2

3

4

2004г.

2005 г.

9 месяцев 2006 г

2004г.

2005 г.

9 месяцев 2006 г

2004г.

2005 г.

9 месяцев 2006 г

9 месяцев 2004 г.

9 месяцев 2005 г.

9 месяцев 2006 г.

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

НП

КП

Всего по предприятиям- ссудозаемщикам

68,3

67,5

71,4

69,0

68,9

68,8

159,3

181,1

170,8

190,6

177,8

179,8

31,7

34,5

35,3

38,4

41,4

35,1

8,7

7,8

7,6

1. Промышленность

69,5

68,8

72,8

70,5

70,8

71,4

168,2

195,0

182,9

207,7

197,4

201,8

32,8

35,4

36,2

39,7

43,2

35,8

8,9

8,0

7,9

1.1. Электроэнергетика

74,9

76,3

75,5

73,0

72,4

66,7

86,1

87,2

76,9

80,4

84,5

92,7

19,7

22,1

25,5

32,4

32,5

35,8

1,5

1,4

1,2

1.2. Топливная промышленность

77,6

77,2

82,4

78,6

78,0

80,3

230,0

364,1

368,3

428,0

345,1

321,9

38,4

38,4

39,1

44,5

46,6

32,1

7,5

7,3

8,0

1.3. Черная металлургия

59,8

57,9

57,0

58,6

51,8

53,9

226,9

253,9

267,9

296,2

233,7

230,1

28,3

47,1

52,3

54,5

42,6

42,0

33,5

19,2

19,3

1.4. Цветная металлургия

58,0

61,3

63,6

64,6

69,3

70,8

190,3

146,8

150,9

146,9

242,4

294,0

24,8

22,7

27,3

18,2

32,0

35,2

15,2

15,7

17,6

1.5. Химическая и нефтехимическая

51,8

50,8

54,9

52,8

56,4

59,2

114,0

117,0

139,8

178,3

166,0

178,7

23,8

31,3

44,4

42,6

51,1

53,3

8,8

14,0

12,0

промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Машиностроение и металлообработка

47,2

44,9

44,9

44,0

41,7

39,0

111,8

115,6

117,6

121,2

125,0

130,6

31,2

32,9

33,0

33,3

33,5

31,0

4,3

2,5

3,9

1.7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

48,3

44,3

49,0

45,8

47,1

43,9

131,8

116,6

118,2

131,6

129,1

122,7

43,5

42,0

38,6

44,6

49,6

50,4

5,7

8,4

6,8

1.8. Промышленность строительных материалов

35,5

36,6

44,3

39,8

43,1

37,2

93,0

121,5

143,1

150,0

155,4

137,2

27,4

36,9

29,5

38,3

36,1

31,6

3,9

4,9

10,3

1.9. Легкая промышленность

48,7

42,1

44,6

39,4

36,3

33,6

116,7

109,3

117,5

108,8

121,4

109,6

32,1

40,0

45,9

50,3

42,4

43,4

0,6

1,5

1,7

1.10. Пищевая промышленность

33,5

35,8

32,0

29,6

29,7

29,8

112,0

105,3

107,5

107,6

108,2

105,6

41,1

42,3

44,2

45,8

49,2

53,0

3,0

3,6

2,0

2. Сельское хозяйство

67,2

65,6

61,8

58,0

59,4

52,6

173,3

179,9

169,2

166,3

181,9

177,9

32,5

37,5

39,5

50,2

47,6

51,1

7,4

7,3

4,9

3. Строительство

41,5

41,1

46,3

38,5

38,9

34,4

107,5

96,7

90,9

90,5

80,5

80,2

12,1

20,3

17,1

18,9

15,6

17,5

2,5

1,1

3,0

4. Торговля

24,3

26,7

28,6

24,6

29,0

26,3

105,8

115,4

118,7

133,3

118,2

115,2

26,1

30,3

39,3

37,1

42,9

46,9

3,8

3,3

4,0

5. Общественное питание

54,8

51,5

49,8

47,3

49,8

41,6

79,3

83,6

122,2

127,2

109,2

93,3

13,3

23,7

27,6

34,1

11,4

24,3

3,9

8,5

6,3

6. Транспорт и связь

50,1

46,9

56,5

55,8

55,3

53,8

75,0

73,2

77,8

82,0

95,2

100,8

27,0

29,8

30,5

24,8

28,0

26,8

8,5

10,1

7,6

* – Показатели рассчитаны на основе ограниченной выборки предприятий из числа участников мониторинга предприятий Банком России
1 Удельный вес чистых активов в общей величине активов (итог баланса)
2 Без учета просроченной дебиторской задолженности
Bbs.rar по Красноярску Сравнить.
Примечание. (НП) – на начало периода; (КП) – на конец периода; (н/д) – нет данных.

Характеристика показателей [10]

Уровень самофинансирования – отношение собственного капитала предприятия к общему объему капитала. Данный показатель определяет в частности долю активов предприятия, которые формируются за счет собственного капитала (собственных источников формирования средств). Оставшаяся доля активов формируется за счет заемных средств. Уровень фактического самофинансирования рассчитывается как отношение величины чистых активов к итогу баланса.
Чистые активы, или фактическая величина собственного капитала предприятия – рассчитывается как разница между величиной активов и обязательств предприятия.
Активы предприятия – стоимостной объем средств в виде внеоборотных и оборотных активов, которыми владеет предприятие.
Коэффициент текущей ликвидности – рассчитывается как отношение величины оборотных активов (без учета просроченной дебиторской задолженности) предприятия к его краткосрочным обязательствам. Данный показатель характеризует степень обеспеченности текущих обязательств предприятия оборотными активами.
Краткосрочные обязательства предприятия – задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, включает в себя задолженность по кредитам банков и займам, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторскую задолженность, а также задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.
Доля обязательств перед банками в общем объеме обязательств предприятий – отношение задолженности по краткосрочным (подлежащим погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочным (подлежащим погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты) кредитам, полученным предприятиями от банков, к общему объему всех обязательств предприятий.
Рентабельность активов – отношение фактически полученной предприятиями прибыли (до налогообложения) к средней величине активов предприятий за период. Средняя величина активов рассчитывается как средняя арифметическая величина между данными на начало и конец отчетного периода.

Несмотря на расширение кредитной деятельности, вклад российской банковской системы в поддержание экономического роста национальной экономики остается незначительным. По-прежнему основная часть кредитов реальному сектору носит краткосрочный характер и направлена в большей степени на пополнение оборотных средств организаций. Финансирование инвестиционных программ организации вынуждены проводить главным образом из собственных средств. Банковские кредиты работают не столько на увеличение объемов производства и инвестиций, сколько на финансовое оздоровление организаций: снижение кредиторской задолженности, пополнение ликвидности и увеличение финансовых вложений. Относительный дефицит долгосрочных кредитных ресурсов в базовых отраслях экономики по-прежнему достигает 5 % ВВП.
Незначительное участие отечественных банков в долгосрочном финансировании реального сектора способствует переключению крупных российских корпораций на западных кредиторов. По данным Банка международных расчетов, кредиты иностранных банков российским компаниям и организациям превышают 12 млрд долл., тогда как кредитный портфель российских банков – около 48 млрд долл., из которых на кредиты сроком более года приходится около 14 млрд долл. [6, с. 10].
За период 2003–2006 гг. удельный вес активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитала свыше 50 % вырос по активам с 8,1 до 12,1 %, по капиталу – с 7,1 до 12,7 %; по кредитным организациям со 100 % иностранным участием объем активов возрос с 5,6 до 9 %, по капиталу – с 5,4 до 10,1 %. Основные их конкурентные преимущества – высокое доверие российских клиентов и доступ к дешевому международному средне- и долгосрочному капиталу. Основные сферы их позиционирования:
– обслуживание иностранных компаний, работающих в России;
– финансирование капитальных вложений и оборота экспортно-ориентированной промышленности;
– розничный бизнес.
Таким образом, масштабы кредитования национальной экономики российскими КБ все еще остаются скромными и не удовлетворяют потребности реального сектора экономики и населения. Наращивание совокупного кредитного портфеля сдерживается сложившимся уровнем рисков и недостаточным размером устойчивых пассивов.
Глобализация финансовых рынков ставит перед их участниками серьезные задачи, выдвигая на первое место универсализацию деятельности. За последние 10 лет мировой объем производства возрос вдвое, иностранные активы банков утроились, а оборот валюты увеличился в 6 раз. Усилившаяся взаимозависимость рынков развитых и развивающихся стран, а также возросшее качественное и количественное разнообразие финансовых инструментов заставляют современные банковские институты пересматривать свою стратегию и тактику.
Отметим, что закономерности развития банковского сектора в странах ЕС и США сопровождаются сокращением численности банков.При этом  численность банковских отделений на 1 млн жителей за период 1995–2005 гг. уменьшилась в среднем по ЕС на 6 %; в США численность банков в рассматриваемый период сократилась также на 33 % – с 15,3 тыс. до 10,1 тыс., а число банковских агентств на 1 млн жителей по-прежнему почти в 2 раза ниже, чем в ЕС (табл. 3).

Таблица 3
Количество банков в странах ЕС и США

 

Страна

1995

2005

Изменение %

Число банковских отделений на 1 млн жителей

1995

1 2005 (оценка)

1 изменение %

Швеция

499

119

– 75

379

239

– 36

Испания

696

383

– 45

830

998

20

Франция

2026

1143

– 44

449

430

– 4

Финляндия

529

352

– 33

660

300

– 55

Германия

4720

3167

– 33

630

540

– 14

Италия

1156

876

– 24

310

471

52

Бельгия

157

119

– 24

900

480

– 24

Австрия

1210

951

– 21

580

570

– 2

Великобритания

625

494

– 21

350

250

– 29

Дания

124

109

– 12

580

430

– 26

Португалия

260

233

– 10

200

480

140

Нидерланды

111

101

– 9

540

430

– 20

Люксембург

117

210

19

880

880

0

Греция

41

54

32

190

240

28

Ирландия

48

10

67

270

280

4

Всего по ЕС

12 379

8391

– 33

515

479

– 6

США

15301

10 069

– 33

253

261

3

В России также имеет место сокращение численности КБ (за период с 2004–2006 гг. их число сократилось с 1668 до 1345), однако происходит это не из-за концентрации, а из-за обычного отзыва лицензий.
Надо отметить, что процесс концентрации банков в странах ЕС особенно ускорился с 1997 г. – в преддверии введения единой валюты (евро), и это привело к повышению уровня концентрации в банковском секторе ведущих стран ЕС (табл. 4).

Таблица 4
Уровень концентрации и средняя рентабельность банков в странах ЕС, %

 

Страна

Доля пяти крупнейших банков в сумме кредитов

Банковская маржа*

Доходность капитала (ROE)

Нидерланды

82,90

2,5

17,0

Бельгия

75,80

3,5

17,2

Испания

51,80

3,0

18,0

Великобритания

45,50

3,5

19,4

Италия

50,50

2,5

14,8

Франция

40,80

3,0

14,8

Германия

19,40

2,5

9,5

* – Разница между процентом по кредитам и ставкой денежного рынка.

Процессы глобализации и интеграции, макроэкономические факторы требуют от отечественных КБ роста эффективности их деятельности, что предопределяет необходимость повышения качества корпоративного управления и принятия банками, регулирующими органами соответствующих мер.
Улучшение состояния корпоративного управления в КБ обусловлено растущей конкуренцией с западными и ведущими российскими банками, а также необходимостью увеличения стоимости банков (в том числе для эффективной их продажи более успешному конкуренту). Эти факторы в ближайшее время будут основными двигателями практического внедрения в банковском секторе принципов корпоративного управления, поэтому  Банк России (ЦБ РФ) все большее внимание уделяет оценке состояния корпоративного управления, осуществляемого как его надзорными органами,  независимыми экспертами и контролерами (аудиторами), так и КБ (самооценка). В данной статье рассмотрены основные меры, принимаемые Банком России и другими регулирующими органами в целях повышения уровня корпоративного управления в кредитных организациях.
Введение и совершенствование корпоративного управления позволит оптимизировать соотношение собственных и заемных средств для выполнения функции финансового посредничества, повысить репутацию банка в лице кредиторов и увеличить долю заемных средств, которые предопределяют повышенную рискованность банковских пассивов, заметное расхождение между временными структурами пассивов и активов, и что очень важно, критическую зависимость КБ от доверия множества вкладчиков [7].
Надлежащий уровень  корпоративного управления предполагает осознание советом директоров и  менеджментом КБ своей роли и ответственности, в том числе в части:
– обеспечения прозрачности структуры собственности и четкого разделения обязанностей между  органами надзора, регулирования, собственниками и менеджментом;
– обеспечения достоверности корпоративной (в том числе финансовой) отчетности и прогнозной информации по финансовому состоянию и качеству корпоративного управления  КБ;
– достижения высокого уровня качества внутреннего контроля (аудита) в КБ, своевременного и полного раскрытия информации о его деятельности, капитале, активах и инвестиционной привлекательности;
– осознания собственниками, менеджментом и персоналом  необходимости применения фундаментальных принципов корпоративного управления, которые базируются не столько на нормативных актах Банка России и Базельских рекомендациях, сколько на принципах корпоративного управления, сформулированных международным сообществом, на положениях Кодекса корпоративного поведения,  международных профессиональных стандартах внутреннего аудита (МПСВА), разрабатываемых и утверждаемых всемирно известной саморегулируемой организацией – Институтом внутреннего аудита США (IIA), а также на положениях государственных стандартов системы менеджмента качества;
– повышения эффективности управления банковскими рисками. Данная задача корпоративного управления связана с возможными, неожиданными неблагоприятными изменениями экономических и политических условий функционирования и, конечно же, напрямую связана с внутренним контролем (аудитом), который в МПСВА определен как деятельность по представлению независимых и объективных гарантий, консультаций, направленных, прежде всего, на повышение эффективности процессов контроля, управления рисками и корпоративного управления.
Несмотря на то, что принципы корпоративного управления провозглашены международным сообществом  в конце XX столетия,  до сих пор остается открытым вопрос сущности корпоративного управления. Многие отмечают, что единого определения нет, существует множество понятий корпоративного управления, которые различаются в зависимости от того, какое лицо или организация дает это определение, какие перед ними стоят задачи.
Так, Цихан Т.В. под корпоративным управлением подразумевает выбранный компанией способ самоуправления, обеспечивающий справедливое и равноправное распределение результатов деятельности, как между всеми акционерами, так и между иными «финансово-заинтересованными лицами », то есть инвесторами и кредиторами [11].
Полиенко В. и Старюк П.под корпоративным управлением понимают комплекс внутренних и внешних механизмов, позволяющих оптимизировать агентские конфликты, возникающие между ключевыми субъектами корпоративных отношений, с целью обеспечить в компании эффективный инвестиционный процесс и рост ее собственности [12].
Алексеев А. и Лебедянцев И. под корпоративным управлением понимают схему реализации законодательных актов по участию в акционерных обществах, форму управления финансово-хозяйственной деятельностью посредством экономических инструментов [15].
Чмель А. определяет  корпоративное управление  как один из ключевых инструментов обеспечения защиты прав собственника [16].
Международная финансовая корпорация (МФК, инвестиционная группа МБРР) трактует корпоративное управление как комплекс структуры процессов, обеспечивающих руководство компанией и контроль над ней [13].

В Принципах корпоративного управления (специальный документ ОЭСР) сформулировано следующее определение: « Корпоративного управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпорации и контроля над ними… Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным cоветом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». В том же документе описаны пять главных принципов надлежащего корпоративного управления:
1. Права акционеров (система корпоративного управления (СКУ) должна защищать права владельцев акций).
2. Равное отношение к акционерам (СКУ должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
3. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (СКУ должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания  новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
4. Раскрытие информации и прозрачность (СКУ должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении,  результатах деятельности, составе собственников и структуре управления).
5. Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом) [14].
Кратко базовые понятия корпоративного управления можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1, 2), ответственность (принцип 3), прозрачность или транспарентность (принцип 4), подотчетность и контроль (принцип 5).
В рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного  управления в банках» [1] корпоративное управление трактуется как система взаимоотношений между руководством организации, ее советом директоров и акционерами, которое гарантирует, что процесс установления целей организации, их достижение, использование основных  ресурсов эффективно контролируются всеми заинтересованными сторонами.
Корпоративное управление в банках включает такие области, как:
– достижение целей, включая получение адекватной отдачи от вложений  для владельцев;
– ежедневное обеспечение операций и бизнес-процессов, сохранность активов;
– соблюдение интересов таких групп заинтересованных лиц как менеджмент, работники, клиенты, подрядчики и поставщики, банковское сообщество;
– достижение соответствия бизнес - практики требованиям законодательных и нормативных актов;
– защита вкладчиков.
В письме Банка России от 13 сентября 2005 года № 119-Т корпоративное управление определяется как общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников ( акционеров), советом директоров  (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным, исполнительным органом, коллегиальным, исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами.
Кроме нормативных актов Банка России, посвященных основным принципам корпоративного управления, существенное значение для  его организации в КБ имеют следующие  документы:
– Кодекс законов о корпоративном управлении для развивающихся рынков, разработанный Институтом международных финансов (США), в том числе и для России;
– Закон Сорбейнса-Оксли 2000 г. (США), регулирующий вопросы корпоративного управления для компаний, акции которых обращаются на биржах США;
– Документы Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе Доклад «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы»;
– Кодекс Корпоративного поведения, одобренный Правительством РФ в 2001 г.;
– Международные и российские стандарты системы менеджмента качества.

По мнению автора статьи, корпоративное управление в коммерческом банке представляет собой непрерывный процесс развития системы отношений, выстроенных между субъектами корпоративных отношений (главным образом, между собственниками и менеджментом), и процедур, регламентирующих их реализацию посредством осуществления процессов и технологий, ориентированных на минимизацию  кредитных, операционных и какие-либо других рисков, в целях эффективного функционирования системы управления банком, предусматривающей финансовый мониторинг и контроль за его деятельностью.
Улучшение практики корпоративного управления является важным условием для успешного развития всей банковской системы.
Еще раз подчеркнем, что внедрение и совершенствование системы корпоративного управления – это непрерывный процесс, позволяющий увеличить стоимость банка и его акций.
Для того, чтобы собственники и менеджмент коммерческого банка были готовы поддерживать надлежащий уровень корпоративного управления,  Банк России и другие регулирующие органы в течение последних 10 лет отрабатывали механизм построения и функционирования СКУ в кредитных организациях, ориентируя субъектов корпоративных отношений на:
– применение современных методов корпоративного управления;
– осознание участниками корпоративных отношений общности генеральной цели и миссии КБ, в том числе  в области увеличения стоимости бизнеса;
– разработку и формализацию принципов корпоративного управления на уровне кредитной организации;
– выстраивание внутрикорпоративных (внутрибанковских) бизнес-процессов и создание механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью КБ;
– мониторинг уровня корпоративного управления.
За 10 лет появилось множество нормативных документов: некоторые из них носили декларативный характер,  другие были достаточно конструктивны, содержали методологические и организационно-методические аспекты. Рассмотрим документы, так или иначе затрагивающие вопросы корпоративного управления и свидетельствующие об инициативах Банка России, других государственных органов, направленных на внедрение лучших практик корпоративного управления в банковской сфере (табл. 5).

Таблица 5
Хронология нормативных документов по корпоративному управлению

№ п/п

Дата

Наименование документа

Номер

Орган, утвердивший документ

1996 год

1.

22/02

О среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 год: Заявление Правительства РФ.

б/н

Центральный Банк  России

2.

06/03

Порядок во власти – порядок в стране (О Положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собранию

б/н

 

1997 год

3.

12/03

Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год: Постановление Правительства РФ

№ 292

Правительство РФ

4.

01/10

Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций): Приказ Минэкономики РФ

№ 118

Минэкономики РФ

5.

30/10

О реформе предприятий и коммерческих организаций: Постановление Правительства РФ

№ 1373

Правительство РФ

1998 год

6.

21/08

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда РФ

№ 37

Минтруда РФ

1999 год

7.

19/07

О заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, Письме Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации: Постановление Правительства РФ

№ 829

Правительство РФ

2000 год

8.

23/07

Коммюнике совещания «Группы восьми» на Окинаве 2000 г.

б/н

 

9.

06/09

О рекомендациях по разработке организационных проектов транснациональных корпораций: Решение Экономического совета СНГ

б/н

Экономический совет СНГ

10.

26/07

Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы: Распоряжение Правительства РФ

№ 1072-р

Правительство РФ

2001 год

11.

15/05

О прогнозе социально-экономического развития союзного государства на 2001 год: Постановление Совета Министров Союзного государства

№ 8

Совет Министров Союзного государства

12.

18/05

О программе структурной реформы на ж/д транспорте: Постановление Правительства РФ

№ 384

Правительство РФ

13.

15/03

О применении нового плана счетов бухгалтерского учета: Письмо Минфина РФ

№ 16-00-13/05

Минфин РФ

14.

 

Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

б/н

 

15.

06/04

Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегий на среднесрочную перспективу: Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ

б/н

Правительство РФ
Центральный банк РФ

16.

10/07

О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы): Распоряжение Правительства РФ

№ 910-р

Правительство РФ

17.

22/07

Коммюнике Глав государств и Правительств «Группы восьми» в Генуе

б/н

 

18.

03/10

Совместное заявление по энергетическому диалогу Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского Совета г. Верхофстадта, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС / Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС Х. Соланы, и Председателя комиссии Европейских сообществ Р. Проди

б/н

 

19.

17-18/10

Совместное заявление 13-й министерской встречи АТЭС, Шанхай

б/н

 

20.

21/10

Декларация экономических лидеров АТЭС

б/н

 

21.

17/11

О подпрограмме «Реформирование и модернизация Жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ

№ 797

Правительство РФ

2002 год

22.

04/04

О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения: Распоряжение ФКЦБ РФ

№ 421/р

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

23.

20/06

О содействии развитию кооперативов: Рекомендация Международной организации труда

№ 193

Международная организация труда

24.

23/09

Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ

№ 696

Правительство РФ

2003 год

25.

28/02

О соглашении о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынках ценных бумаг: Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества

№ 101

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества

26.

30/04

О методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ

№ 03-849/р

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

27.

03/06

Заявление Председателя саммита «Группы восьми» (Эвиан)

б/н

 

28.

12/11

О внесении изменений и дополнения в квалификационных справочник должностей и руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда РФ

№ 75

Минтруда РФ

2004 год

29.

10/03

О прогнозе социально-экономического развития союзного государства на 2004 год и параметрах прогноза до 2006 года: Постановление Совета Министров Союзного государства

№ 4

Совет Министров Союзного государства

30.

01/07

Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ

№ 180

Минфин РФ

31.

25/11

Концепция деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

б/н

 

2005 год

32.

05/04

О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: Заявление Правительства РФ, Центрального банка РФ

№ 983п-П13
№ 01-01/1617

Правительство РФ
Центральный банк Российской Федерации

33.

26/07

Об упорядочении деятельности Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления: Приказ Росимущества

№ 228

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

34.

13/09

О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях: Письмо Центрального банка Российской Федерации

№ 119-Т

Центральный банк Российской Федерации

35.

 

Совместное заявление В.В. Путина и Дж. Буша о развитии российско-американских экономических связей

б/н

 

36.

 

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год

б/н

Центральный банк Российской Федерации

2006 год

37.

10/03

О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации: Инструкция ЦБ РФ

№ 128-И

Центральный банк Российской Федерации

38.

19/01

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы):  Распоряжение Правительства РФ

№ 38-р

Правительство РФ

39.

01/06

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы: Распоряжение Правительства РФ

№ 793-р

Правительство РФ

40.

05/08

О Концепции Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах»: Распоряжение Правительства РФ

№ 1086-р

Правительство РФ

41.

10/10

Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ ФСФР РФ

№06-117/пз-н

Федеральная служба по финансовым рынкам

42.

30/10

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год

б/н

Центральный банк Российской Федерации

2007 год

43.

07/ 02

О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления: Письмо ЦБ РФ

№ 11-Т

Центральный банк Российской Федерации

Первым документом было Заявление Правительства РФ и Банка России от 22.02.1996 г. «О среднесрочной стратегии  и экономической политике на 1996 год», в нем продекларирована необходимость принятия мер по улучшению акционерно-корпоративного управления естественных монополий и коммерческих банков.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 6 марта 1997 г. «Об основных направлениях политики Российской Федерации на 1997 год («Порядок во власти – порядок в стране») отмечалось, что Россия вошла в 1997 г. с тяжелым грузом проблем: более половины граждан страны страдают от задержек выплаты заработной платы и пенсий, удавка неплатежей парализует экономику, наблюдается рост коррупции, а власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов и т.д. В данном Послании перед Правительством РФ была поставлена задача совершенствования механизмов корпоративного управления (хотя, ни для кого не секрет, что совершенствовать было нечего).
Правительство РФ отреагировало моментально, и через шесть дней (12 марта)  было выпущено Постановлении № 292 «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год», в котором в качестве одной из приоритетных задач реформы предприятий была сформулирована задача развития механизмов корпоративного управления, обеспечивающих защиту прав акционеров и  инвестиционную привлекательность предприятий.
1 октября 1997 г. вышел замечательный документ - приказ Минэкономики РФ № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий», который и сегодня имеет научно-практическую и методическую ценность; в нем не только обозначены  задачи реформы предприятий, в том числе развитие механизмов корпоративного управления, но и впервые сформулирована сущность финансовой политики предприятия, методический инструментарий для осуществления анализа  финансового состояния, бюджетирования, организационные основы для выстраивания корпоративных отношений между собственниками и менеджментом и т.п.
30 октября 1997 года в Постановлении № 1373 Правительства РФ О реформе предприятий и иных коммерческих организаций среди приоритетных задач реформы также озвучена задача развития механизмов корпоративного управления. При этом был разработан квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, где вменялись функции внедрения принципов корпоративного управления.
Таким образом, корпоративному управлению уделялось достаточно большое внимание на разных уровнях еще с 1996 года, прошло уже более 10 лет, но сказать о реализованности этих задач на предприятиях и организациях (заемщиках банков), об их прозрачности и достоверности финансовой отчетности не приходится. Коммерческие банки за более короткий срок достигли больших успехов в области транспарентности и в практическом применении принципов корпоративного управления.
Как уже отмечалось выше были сформулированы Принципы корпоративного управления (ОЭСР), на основании которых разработаны рекомендации Базельского комитета в которых подчеркивалось, что «органы банковского надзора крайне заинтересованы в обеспечении эффективного корпоративного управления в каждой КБ… Более того, надлежащее корпоративное управление может способствовать установлению сотрудничества между руководством банка и надзорными органами». Корпоративное управление затрагивает следующие аспекты работы банков :
– постановка корпоративных целей КБ (разработка миссии, стратегического плана развития и кодекса корпоративного поведения);
– управление текущей деятельностью КБ (в соответствии с вышеназванными документами);
– учет интересов заинтересованных сторон (клиентов, сотрудников, поставщиков, собственников КБ, общественности; причем, органы надзора и государственной власти в соответствии с принципами ОЭСР также относятся к заинтересованным сторонам в связи с уникальностью роли банков для национальной и региональной экономики);
– обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения КБ требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе;
– защита интересов вкладчиков.
Рекомендации Базельского комитета отражают принципы лучшей практики корпоративного управления в КБ, так как они основаны на опыте органов банковского надзора различных стран, содержат описание ряда проблемных ситуаций, связанных с корпоративного управления, а также подходов, позволяющих избежать их возникновения. Наличие системы корпоративного управления – это цена ведения бизнеса
23 июля 2000 года в принятом Коммюнике Совещания « группы восьми», состоявшем в г.Окинава, рассматривались вопросы корпоративного управления. А 6 октября 2000 года Экономический Совет Содружества Независимых Государств  одобрил  Рекомендации по разработке организационных проектов транснациональных корпораций, подготовленные Международной Академией корпоративного управления, которые также подтверждают интерес органов государственой власти к вопросам корпоративного управления и заинтересованность в его развитии.
26 июля 2000 года Правительство РФ выпустило распоряжение № 1072-р, где указало на  необходимость разработки Кодекса корпоративного управления и поручило исполнение ФКЦБ России, Минэкономразвития и Минимуществу России.
15 мая 2001 года Совет Министров Союзного Государства издал Постановление № 8 О прогнозе социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год,  в котором указал, что изменение требований к раскрытию информации в сторону более полного контроля над  деятельностью организаций инвесторами( в том числе кредиторами) и фискальными органами будет способствовать снижению возможности более широкому кругу потенциальных инвесторов, повышению эффективность корпоративного управления.
В то же время и по отношению к отраслевым структурам стали позиционироваться  вопросы внедрения корпоративного управления. Так, в Постановлении Правительство РФ  от 18 мая 2001 года № 384 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте указано,что в целях повышения устойчивости,  безопасности и качеств работы железнодорожного транспорта необходимо решать вопросы по корпоративному управлению.
15 марта 2001 года Министерство финансов РФ в письме  № 16-00-13/05 «О применении нового плана счетов бухгалтерского учета» обращает внимание на  решении задач корпоративного управления
В 2001 году в своем Послании Президент РФ Путин ВВ отметил, что права собственности по прежнему плохо защищены, качество корпоративного управления остается невысоким, что требует принятия соответствующих мер.
Следующим фактом, подтверждающим заинтересованность Правительства и Банка России в повышении эффективности корпоративного управления, было Заявление  Правительства РФ  и ЦБ РФ  «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии развития на среднесрочную перспективу», в котором подчеркивалась недостаточность капитала КБ, необходимость совершенствования процедур ликвидации банков, повышения требований к руководителям, акционерам (участникам), финансовой отчетности, к качеству корпоративного управления в банках.
Важным документом в развитии и внедрении принципов корпоративного управления явились Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (подгруппа по управлению рисками) «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (3), которые изучались и адаптировались к российским условиям всеми КБ; однако только некоторые из них поставили перед собой задачу повышения эффективности корпоративного управления. Одним из «пионеров» стал Сбербанк России, который в 2000 г. принял Концепцию развития до 2005 г. (включает итоги реализации Концепции развития Сбербанка до 2000 года, условия формирования Концепции банка, миссию, основные стратегические цели и задачи, ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества, философию банка, маркетинг, основные направления деятельности банка, финансовые результаты и капитал, организационную структуру, систему управления и деловых партнеров банка), а в 2001 г. представил на годовом собрании акционеров Кодекс корпоративного управления банка.
В настоящее время большинство  коммерческих банков приняты кодексы корпоративного поведения. Цель принятия кодекса – формирование и внедрение в ежедневную практику деятельности банка надлежащих норм и традиций корпоративного поведения, отвечающих международно-признанным стандартам, основанным не только на безусловном выполнении требований законодательства, но и на применении этических норм делового поведения. Кодекс установил общие принципы корпоративного поведения сотрудников банка, взаимоотношений банка с акционерами, клиентами, организации работы Наблюдательного совета и Правления банка. В нем определяются системы внутреннего и внешнего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка, способствующие поддержанию устойчивого роста его экономических показателей, снижению рисков, и декларируется политика открытости в отношении распространения информации о банке. Результатом обсуждений вышеназванных вопросов явилось распоряжение Правительства РФ от 10.07.01 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу(2002–2004 годы)».
22 июля в Генуе состоялось коммюнике глав государств и Правительств «Группы восьми», где были рассмотрены условия обеспечения устойчивого и стабильного роста развивающихся стран, определены правовые рамки и режимы корпоративного управления для борьбы с коррупцией.
3 октября 2001 года в Брюсселе  было принято Совместное заявление по энергетическому диалогу, которое подписали Президента РФ В.В.Путина , Председатель ЕЭС Г. Верховстадт и др. В нем поставлена задача организации подготовки и переподготовки специалистов в области корпоративного управления. Аналогичные вопросы обсуждались на  13-ой Министерской встрече АТЭС ( Шанхай 17-18 октября 2001г., ) и на других правительственных встречах, где поднимались вопросы о корпоративном управлении и его совершенствовании.
21 ноября 2001 г. Правительством России был одобрен Кодекс корпоративного поведения. В качестве нормативного документа он представлен в Распоряжении ФКЦБ № 421/р от 04 апреля 2002 года, в котором рекомендовано всем акционерным обществам (АО): соблюдать положения кодекс корпоративного поведения ( ККП); раскрывать в годовом отчете информацию о том, следует ли АО нормам корпоративного поведения; предусматривать в годовом отчете АО раздел «Корпоративное поведение», содержащий информацию о принципах и рекомендациях кодекс корпоративного поведения, которым следует АО, в том числе о наличии в составе Совета директоров (Наблюдательного совета) АО независимых директоров; о комитетах Совета директоров, о системе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Кроме того, данным Распоряжением ФКЦБ рекомендовано АО в ежеквартальном отчете эмитента за четвертый квартал раскрывать информацию о следовании конкретным положениям ККП в составе дополнительной существенной общей информации об эмитенте. Немногим позже рекомендации ФКЦБ примут статус обязательных условий деятельности АО, в том числе КБ.
30 декабря 2001 г. Правительством и Банком России была одобрена Стратегия развития банковского сектора РФ, в которой большое внимание уделено КУ в КО, в том числе повышению качества корпоративного управления; развитию и повышению роли внутреннего контроля; достижению должного уровня прозрачности системы КУ, которая должна обеспечить всем категориям заинтересованных пользователей, своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности КО, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления; обеспечению принципа ведения коммерческих операций с участниками КО и иными клиентами на равных условиях; обеспечению законных прав собственников. В Стратегии сформулированы:
– основные принципы формирования в КО системы управления банковскими рисками;
– положения о внешнем аудите КО, который призван выполнять всевозрастающую роль в развитии транспарентности деятельности банков, усилении дисциплины рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля;
– направления развития культуры банковского дела, которые коррелируют с нормами Кодекса корпоративного поведения.
Немногим позже (уже в 2002 г.) Банком России были утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г., в которых вновь подчеркивалась необходимость укрепления в КО КУ и введения критериев оценки качества КУ в целях банковского надзора.
Кроме того, в 2002 г. Банк России Письмом от 13.05.02 г. № 59-Т [1] довел до сведения российских КО новые рекомендации Базельского комитета о деятельности служб внутреннего аудита (СВА) КО и принципах взаимоотношений СВА с надзорными органами и СД (собственниками банка). Рекомендации разработаны Базельским комитетом с учетом лучших практик КУ в банках и базируются на международных стандартах аудита (МСА), МПСВА, известном документе «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» , а также на международных стандартах системы менеджмента качества [4].
31 мая 2002 г. ФКЦБ выпустила Постановление № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», которое также имеет непосредственное отношение к КУ. В частности, п. 3.6 Постановления содержит следующий перечень вопросов, которые должны быть раскрыты в годовых отчетах КБ, организованных в форме закрытых и открытых акционерных обществ:
– положение КБ в отрасли (банковском секторе страны и/или региона);
– приоритетные направления деятельности КБ;
– отчет совета директоров (наблюдательного совета) КБО о результатах его развития по утвержденным Советом приоритетным направлениям деятельности;
– перспективы развития КБ (его стратегия);
– отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям КБ в соответствии с его дивидендной политикой, реализуемой в свете ККП;
– описание основных факторов риска, связанных с деятельностью КБ (политика управления рисками также является элементом системы корпоративного управления банка);
– перечень совершаемых КБ в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых, в соответствии с уставом КО, распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления КБ, принявшего решение об ее одобрении (данная информация раскрывается в соответствии с политикой банка в области корпоративных отношений и норм корпоративного поведения);
– перечень совершенных КБ в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с вышеупомянутым законом сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления КБ, принявшего решение об ее одобрении (полное раскрытие данной информации предусмотрено в положениях ККП);
– состав совета директоров (наблюдательного совета) КБ, включая информацию об изменениях в составе совета банка, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями банка в течение отчетного года;
– сведения о лице, занимающем должность, единоличного исполнительного органа КБ, и членах его коллегиального исполнительного органа, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями КБ в течение отчетного года;
– критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность, единоличного исполнительного органа КБ, каждого члена ее коллегиального исполнительного органа и каждого члена совета директоров или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
– сведения о соблюдении КБ Кодекса корпоративного поведения;
– иную информацию, предусмотренную уставом КБ или иным его внутренним документом (например, ККП или Информационной политики банка).
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» (п. 2 ст. 47, п. 3 ст. 52), и п. 3.6 Постановления ФКЦБ № 17/пс Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг выпустила Распоряжение от 30.04.03 г. № 03-849/р «О методических рекомендациях по составу и форме предоставления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ».
5 июля 2002 г. Банк России утвердил Указание № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций», в котором в числе сведений, представляемых КО в составе информации, комментирующей бизнес-планы, указываются внутренние документы, касающиеся корпоративной культуры КБ (КПП и другие документы), перспективы развития корпоративной культуры КБ.
23 сентября 2002 года Правительство РФ выпустило Постановление № 696 «Об утверждении Федеральных Правил (стандартов) аудиторской деятельности» в дальнейшем в редакции от 16.04 05 г. № 228 и от 25.08.06 г. № 523
В продолжение применения лучших практик в области банковского надзора в целях повышения качества корпоративного в КБ и в соответствии с рекомендациями Базельского комитета Банк России 31 января 2003 г. выпустил Письмо № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций». В ходе осуществления своей деятельности куратор (служащий Банка России) должен подвергать анализу собранную в КБ (или из внешних источников) информацию.
По результатам текущего мониторинга деятельности КБ и инспекционной проверки куратор «готовит предложения КБ по направлениям совершенствования деятельности, включая вопросы организации основной деятельности, системы корпоративного управления, в том числе управления рисками и внутреннего контроля, бизнес-планирования»; «…дает пояснения КБ по вопросам банковского регулирования и надзора с учетом международной практики, в том числе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору».
Как уже отмечалось, ФКЦБ в апреле 2003 г. выпустила Методические рекомендации по составу и форме представления сведений о соблюдении ККП в годовых отчетах акционерных обществ. В состав указанных сведений рекомендовано включать следующие реквизиты: «Положение ККП», «Соблюдается или не соблюдается» и «Примечание» (в котором указывается раздел устава (или другого внутреннего документа КО), в котором закреплено требование, обеспечивающее соблюдение положений ККП, а в случае несоблюдения положений, указываются причины его несоблюдения). Сведения обычно оформляются в табличной форме, в них фиксируются положения ККП в разрезе функций (полномочий и обязанностей) общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительных органов, корпоративного секретаря, сведения о существенных корпоративных действиях, данные о раскрытии информации (в том числе посредством применения Положения КБ об Информационной политике), о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью и дивидендах.

Практика показывает, что обычно ККП банка содержит следующие разделы: преамбула, общие принципы корпоративного поведения, взаимоотношения с акционерами, совет директоров и организация его работы, правление банка, системы внутреннего контроля и управление банковскими рисками, политика раскрытия информации (или Информационная политика), урегулирование корпоративных конфликтов, взаимоотношения с клиентами (КБ, ориентированные в своей деятельности на применение международных и национальных стандартов системы менеджмента качества, часто называют данный раздел «политика по работе с потребителями банковских услуг (клиентами)»), взаимоотношения с сотрудниками банка и проч.
Таким образом, можно сделать вывод, что в области применения банками ККП «процесс пошел», тем более, что это не только востребовано практикой, но и «узаконено» нормативными актами ФКЦБ и Банка России.
Вспомним еще один замечательный нормативный акт ФКЦБ – Постановление от 02.07.03 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», пятый и шестой разделы которого содержат требования о представлении эмитентами их ККП в составе сведений о структуре и компетенции органов управления.
12 ноября 2003 года  Постановлением Министерства Труда и Социального развития РФ внесены изменения и дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих  в области корпоративного управления.
13 сентября 2005 года в письме № 119-Т О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях обозначено, что одним из важнейших условий обеспечения стабильности кредитных организаций является эффективное корпоративное управление. То же отмечено и в других важных государственных документах, встречах Российского Президента ВВ Путина и в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005год, в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года. В хронологии представлены и более поздние нормативные документы затрагивающие актуальность вопросов корпоративного управления
Можно было бы здесь «поставить точку» в перечне мероприятий и нормативных документов, принятых Банком России (или рекомендованных последним) и ФКЦБ в целях повышения качества КУ в КО. Но нельзя не упомянуть о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года, которая содержит множество позиций о необходимости повышения эффективности корпоративного управления в целом, а также эффективности функционирования систем внутреннего контроля (аудита) и управления банковскими рисками, процедур слияния и присоединения КБ (что также способствует повышению качества банковского менеджмента). Особое внимание в сфере корпоративного управления отведено вопросам достижения должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, обеспечению законных прав собственников.
Очевидно, пришло время КБ задействовать весь рекомендованный Банком России и Правительством РФ инструментарий корпоративного управления. Причем, надо заметить, что качество корпоративного управления не может быть обеспечено одними только нормами законодательства и указаниями органа банковского надзора. Многое (если не все) зависит от усилий самих банков, ориентированных на решение следующих проблем:
1. Внедрение принципов наилучшей практики корпоративного управлениято, от чего зависит конкурентоспособность, повышение которой – одна из основных задач банковского менеджмента (особенно это важно для региональных банков).
2. Построение эффективной системы взаимодействия между менеджментом и собственниками банка (пока это взаимодействие не соответствует Кодексу корпоративного поведения), систем стратегического и тактического планирования, внутреннего контроля и управления рисками (здесь хочется подчеркнуть, что ответственность за управление рисками лежит не только на исполнительном органе банка, но и на его совет директоров, что редко осознается последними). События мая – июля 2004 г. наглядно продемонстрировали как банкам, так и их вкладчикам исключительную важность эффективного управления правовым и репутационным рисками.
3. Достижение прозрачности структуры собственности, что необходимо в том числе и для привлечения ресурсов (особенно долгосрочных) на внутренних и внешних финансовых рынках. Банк России уже многие годы использует правовые инструменты для обеспечения прозрачности структуры собственности, и не только по отношению к собственникам, имеющим или желающим иметь (причем, на законных основаниях) долю в уставном капитале КБ.
4. Совершенствование инструментария защиты интересов вкладчиков. Не только Банк России, но и КБ, существенно увеличившие за последнее время долю депозитов населения в структуре своих обязательств, начинают видеть в защите интересов вкладчиков один из наиболее важных аспектов корпоративного управления. Внедрение закона о страховании вкладов позволило повысить качество корпоративного управления, в том числе посредством саморегулирующих внутрибанковских инструментов обеспечения необходимого уровня финансовой устойчивости.
5. Переход на МСФО, необходимость применения которых продиктована условиями работы на рынке и требованиями Банка России, сопряжен не только с трудностями трансформации отчетности, но и с необходимостью трансформации организационной структуры и деятельности банка. Обеспечение прав заинтересованных лиц на получение необходимой, достоверной, полной и понятной пользователю информации о деятельности банков требует от них выработки комплексной Информационной политики, формирование которой является, с одной стороны, нормой Кодекса корпоративного поведения, с другой стороны – нормой функционирования банка, преследующего цели раскрытия о себе полной информации, так необходимой для потребителей банковских услуг и других заинтересованных лиц.
1. Создание внутрибанковских стандартов корпоративного управления, применение которых (не формальное, а осознанное и качественное) позволит повысить качество менеджмента. Автор работы убежден в том, что для скорейшей разработки и внедрения единых стандартов корпоративного управления в национальной банковской системе необходимы соответствующие действия саморегулируемых организаций (АРБ, Ассоциации региональных банков РФ). Отметим что, в соответствии с решениями 16-го сьезда АРБ в рамках ассоциации была создана рабочая группа по выработке стандартов   качества банковской  деятельности куда вошли представители ведущих российских банков , Банка России, ряд экспертов по вопросам корпоративного управления и банковского дела. Итогом их работы в 2005 году стали следующие проекты :
– Стандарт качества банковской деятельности. Основные положения и требования;
– Стандарт качества управления кредитным риском в банке;
– Стандарт качества внутреннего контроля в банке;
– Стандарт качества управления взаимоотношениями с потребителями банковских услуг.
Проекты стандартов одобрены, и в настоящее время работа в области стандартов продолжается. Кроме того, в 2006-2007 гг. продолжается работа по разработке проектов стандартов качества банковской деятельности по следующим внутрибанковским процессам:
– управление операционными рисками;
– управление риском ликвидности;
– управление рыночными рисками;
– организация стратегического управления;
– управление персоналом;
– организация управленческого учета и отчетности;
– организация документооборота;
– управление информационными технологиями;
– организация банковских платежных  систем;
– применение аутсорсинга в информационных технологий [17].
2. Применение более эффективного инструментария при реализации процедур банкротства. Единый идентифицированный ликвидатор (Агентство страхования вкладов), более четкое обозначение признаков банкротства, введение ограничении для руководителей обанкротившихся банков – все это не только будет способствовать повышению качества корпоративного управления в КБ, но и создаст условия для повышения надежности НБС.
Как уже отмечалось, Банк России инициировал введение в действие многочисленных нормативно-правовых актов, направленных на повышение качества КБ и уровня надежности (финансовой устойчивости) каждой КБ. Но корпоративная политика, разрабатываемая в конкретных КБ и направленная на смягчение противоречий и создание условий для удовлетворения интересов собственников, менеджмента, клиентов и общества в целом, может принести результаты только в случае осознания ее целей всеми указанными лицами.
Общество в лице государственных институтов (в их числе – Банк России как главный регулятор банковской деятельности) и общественных организаций (в том числе саморегулируемых, созданных КБ) стимулирует создание адекватного современным требованиям правового обеспечения для защиты прав акционеров, вкладчиков, кредиторов и других заинтересованных лиц. В качестве средств защиты этих прав предлагается к использованию большой арсенал инструментов банковского регулирования (как внешнего, так и внутреннего): обеспечение прозрачности в процедурах принятия решений, в системах управления рисками, ведения финансового учета и составления отчетности, построения системы корпоративного поведения с клиентами (заемщиками, вкладчиками) и т.д. Но корпоративное поведение банков осуществляется не в «стерильной» среде – приходится работать с теми секторами рынка, реальным и государственным, которые уже сложились (и с которыми работать совсем не просто).
Конечная цель системы корпоративного управления – формирование и сохранение доверия общества к банковскому сектору и организациям, которые могут выступать и в качестве заемщиков , партнеров банка . Несомненно банки являются важным элементом национальной экономики, выполняя функции финансовых посредников, поставщиков капитала, обеспечения финансовых расчетов и др. Эффективное и надлежащее корпоративное управление способствует укреплению целостности и надежности всей экономики страны. Поэтому интересы потребителей должны быть соблюдены наряду с интересами акционеров, то есть должен работать принцип справедливости и равенства .
От качества корпоративного управления в КБ зависит не только степень дерегулирования банковской деятельности, повышение конкурентоспособности субъектов банковского сектора (в том числе региональных банков), но и развитие реального сектора экономики, госсектора и Национальной банковской системы в целом. Государство в лице Центрального Банка России в лице коммерческих банков с надлежащей системой корпоративного управления обеспечивает стабильное функционирование  коммерческих банков и исключает риски банкротства, ликвидации, кредитные, операционные и другие, влияющие отрицательно, факторы. Принципы корпоративного управления должны совершенствоваться  с учетом специфики организаций, структуры управления, целей и способов их реализации.

© 2010 МИСБФМ
веб дизайн студия AZ Solutions:
разработка сайтов, продвижение сайтов

Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1
Телефон: 299-39-74, 279-21-03
e-mail: [email protected]

Реквизиты, схема проезда, написать письмо